Skip to content

Станислав Михайлович Прозоров

АВТОБИОГРАФИЯ

(Опубликовано в Ars Islamica: в честь Станислава Михайловича Прозорова / сост. и отв. ред. М.Б. Пиотровский, А.К. Аликберов ; Ин-т востоковедения РАН. — М.: Наука — Вост. лит., 2016. С. 24–41)

Я родился 21 января 1938 г. в г. Воронеже, отец – школьный учитель русского языка (ум. в 1942 г. в эвакуации), мать – домохозяйка c двумя классами образования (ум. в 1963 г. в Ленинграде). После окончания средней школы в 1956 г. поступил на Восточный факультет Ленинградского Государственного Университета на кафедру Истории стран Ближнего Востока, которую окончил в 1961 г. по специальности «история арабских стран». В ноябре того же года по собственному желанию и на свой страх и риск уехал в г. Душанбе (Таджикистан), работал в Отделе письменности Востока и в Институте истории АН Таджикской ССР (занимался переводами арабских надписей на кайраках, что и зародило во мне интерес к исламу), преподавал «Историю арабских стран» на Историко-филологическом факультете Таджикского Государственного Университета.

В августе 1964 г. я вернулся в Ленинград и поступил в аспирантуру при Ленинградском Отделении Института востоковедения АН СССР. Моим научным руководителем стал П.А.Грязневич – человек разносторонних научных интересов, творческий, самозабвенно увлекавшийся масштабными проектами и умевший увлекать других. Именно он предложил мне (с учетом моего интереса к исламу) в качестве диссертационной темы перевод и исследование одного из самых ранних памятников шиитской историографии – Фирак аш-ши‘а («Шиитские секты») ал-Хасана ибн Мусы ан-Наубахти (ум. в конце III – начале X в.). По окончании аспирантуры (1967 г.) и представлении диссертации я был зачислен в штат этого Института на должность младшего научного сотрудника. За годы аспирантуры и подготовки монографии, в течение которых я пользовался поддержкой и профессиональными советами лучших арабистов-текстологов того времени – А.Б.Халидова и В.И.Беляева, у меня сложился прочный интерес к академическому исламоведению, которое стало моей специализацией на всю оставшуюся жизнь.

В феврале 1971 г. я защитил кандидатскую диссертацию по истории шиитского ислама, а в 1973 г. издал на её основе монографию – исследование и комментированный перевод указанного сочинения.

Тему шиитского ислама я продолжил в составе коллектива под руководством неутомимого П.А.Грязневича, задумавшего написать многотомный труд по ранней мусульманской историографии и разработавшего для этого методику росписи и обработки иснадных цепей передатчиков хадисов в арабских исторических сочинениях и их анализа. Результатом многолетней работы над этой темой явилось несколько монографий (помимо П.А.Грязневича и меня, в ней участвовали К.А.Бойко и С.Б.Певзнер), в том числе и моя по ранней шиитской историографии в Ираке, Иране и Средней Азии (1980 г.).

1980-й год оказался этапным не только в истории отечественного исламоведения, но и в моей личной карьере. Под влиянием «исламского фактора» (революция в Иране, ввод советских войск в Афганистан) центральные идеологические органы страны приняли решение о необходимости изучения ислама и организации в востоковедных центрах Советского союза специальных отделов (секторов, групп) по изучению ислама. В мае 1980 г. в Ташкенте состоялось 1-ое Всесоюзное Координационное совещание по проблемам современного ислама, на котором была принята программа по активизации исламоведения и подготовке исламоведческих кадров. Руководителем программы был назначен академик Е.М.Примаков, ставший тогда директором Института востоковедения Академии наук СССР. Поставленные задачи были чрезвычайно важны и актуальны, но при отсутствии профессиональных исламоведов принятые решения не могли дать позитивных результатов в ближайшие годы. Это показали последующие Координационные совещания по проблемам современного ислама. Исследования в созданных в приказном порядке отделах (секторах, группах) неизбежно приняли политологический и страноведческий характер.

Единственной структурой, где была составлена масштабная программа по изучению ислама как религии и определены основные направления исследования, оказалось Ленинградское Отделение Института востоковедения Академии наук СССР (ныне – самостоятельный Институт восточных рукописей РАН / ИВР РАН). В Отделении была образована межсекторальная Группа исламоведения под моим руководством в составе 12 человек, среди них зав. Арабским кабинетом А.Б.Халидов, зав. Иранским кабинетом О.Ф.Акимушкин, О.Г.Большаков, М.Б.Пиотровский, А.Д.Кныш, А.С.Боголюбов и др. Программа была представлена академику Е.М.Примакову и одобрена им.

Были определены основные направления исследования Группы исламоведения:

I. Подготовка справочных изданий по исламу.

II. Источниковедение и историография раннего и средневекового ислама, включая переводы и исследования оригинальных арабских памятников по истории ислама.

III. Издание и исследование арабских рукописей по истории ислама как религии.

IV. Разработка программ и написание учебных пособий по исламу для преподавателей, аспирантов и студентов ВУЗов.

В рамках первого направления было подготовлено несколько кратких справочников по исламу для широкого читателя, а в конце 80-х годов усилиями членов Группы исламоведения с участием московских арабистов был подготовлен и издан (1991) первый в отечественном востоковедении академический справочник по исламу – Энциклопедический словарь «Ислам», составителем словника, научным редактором и автором 80-ти статей которого был я.

Развитием этого направления (с середины 90-х годов) стала реализация уникального международного проекта по подготовке и изданию многотомного Энциклопедического словаря «Ислам на территории бывшей Российской империи». К настоящему времени подготовлено и издано 5 Выпусков и первый том. Руководителем проекта, составителем и ответственным редактором был и остаюсь я.

В рамках второго направления было подготовлено и издано более десятка монографий, в том числе мои индивидуальные или с моим непосредственным участием. Среди них: комментированный перевод Китаб ал-милал ва-н-нихал аш-Шахрастани (1984), Ислам как идеологическая система (2004), получившая международную премию Исламской Республики Иран, Ислам: Историографические очерки (под моей редакцией,1991).

В рамках третьего направления подготовил и издал факсимиле рукописи сочинения ал-Фахри (XV в.) (описание вероучений) с Введением, кратким изложением содержания и указателями (1988). В процессе подготовки находятся еще три уникальные рукописи по исламу, в том числе шиитскому, и суфизму.

В рамках четвертого направления впервые в отечественном исламоведении подготовил четыре программы (три из них индивидуальные, в том числе «Введение в исламоведение», 2009) спецкурсов по исламу для студентов и магистрантов, а также Программу кандидатского экзамена по специальности «Историография и источниковедение ислама VIIXIV вв.»). По результатам работы руководимого мной (с 80-х годов) Исламоведческого семинара подготовил и издал (1994) «Хрестоматию по исламу», содержащую комментированные переводы из оригинальных арабских источников разных жанров и догматико-правовых школ. Подготовленные по этим программам аспиранты стали первыми в стране профессиональными исламоведами, которые ныне работают в России (Санкт-Петербург, Москва) и в зарубежных странах (Узбекистан, Казахстан, Азербайджан, США), продолжая традиции ленинградско-петербуржской школы академического исламоведения.

В рамках академического исламоведения моя стратегическая тема исследований – ислам как идеологическая система, которую я разрабатываю по нескольким направлениям: историография и источниковедение раннего и средневекового ислама, история и идеология шиитского ислама, исламская догматика, идейные течения и расхождения в исламе, региональный ислам, суфизм как форма истолкования и бытования ислама, арабские рукописные источники по исламу, исламское образование в России, история религий и религиозно-философских систем.

Участие во всесоюзных, российских и международных конференциях и симпозиумах по исламу:

All-Union Congresses of Arabists (from 1972).

Annual Conferences «Barthold’s readings» (from 1972).

International Conferences on Islamic Studies (Tashkent, 1980; Moscow, 1983, 1986; Leningrad, 1988).

International Conference «Islam and problems of civilizational interactions» (Moscow, 1992).

17th Congress of Union Europeenne des Arabisants et d’Islamisants (St.Petersburg, 1994).

International Congress «Islam and Ethnic-confessional Mutual Understanding in the Changing World (Moscow, 1995).

International round-table «Samarkand-Fergana» (2000).

«Islamic Civilization in the Volga-Ural Region» (Kazan, 2001).

«Islamic culture» (Tashkent, 2003).

International Conference “Mahmyt Zamakhshary and Oriental Literary-Scientific Renaissance”. Aşgabat-Daşoguz, 23-25 May 2007.

International Conference “Islamic Civilization in Central Asia”. Astana, Kazakhstan, 4-7 September 2007.

International scientific Conference «Cultural heritage – source for studying the history, the cultural and spiritual renaissance of the world». Aşgabat (Turkmenistan), March 14-15 2008.

International scientific Conference dedicated to Memory of E.Pritsak. Kiev, 1 April 2008.

International scientific Conference “Shihabuddin Marjani: the Legacy and the Contemporaneity”. Kazan, 15-17 May, 2008.

International Conference «Russia and the Muslim World». Moscow , 23-24 June 2008.

International scientific Conference «Nejmeddin Kubra and Spiritual-Cultural World of Orient». Aşgabat-Daşoguz (Turkmenistan), 4-6 September 2008.

The VIth Congress of Russian Orientalists. «The contemporary Problems of the fundamental Orientalism». Ulan-Ude, 17-21 September 2008.

3rd International Symposium «Islamic Civilization in the Volga-Ural Region». Ufa, 14-16 October 2008.

International scientific-practical Conference «A Development of the Islamic theological and religious Education in Russia and Abroad». Moscow, 13-14 November 2008.

International Conference ‘The Muslim Education in Russia: Traditions and Perspectives». Kazan, 26-27 November 2008.

International theoretical and practical conference “Muslim Education in Russia and Abroad” (Kazan, 28-29 September 2009).

International Ibn al-Arabi Symposium «East and West: Common Spiritual Values, Scientific-Cultural Links» dedicated to the 70th Anniversary of Prof. Dr. Aida Imanguliyeva (9-11 October 2009 – Baku).

International Conference “Islamic philosophy and philosophical islamology: development and interaction” (Moscow, 28 October 2011).

The 1st Kazan International Scientific Forum “Islam in a Multicultural World”. 1-3 November 2011 (Kazan, Republic of Tatarstan).

International Scientific Conference «Medieval Cities of Turkmenistan in the System of the Eurasian Civilization» (Aşgabat, March 28-30, 2012).

Международный научный симпозиум, посвященный 90-летию действительного члена Национальной Академии наук Азербайджана, Героя Советского Союза Зии Муса оглы Буниятова «Историография и источниковедение средневекового Востока». (Baki, 7-8 May 2012).

VIII-й Всероссийский Съезд востоковедов. Казань, 25-28 сентября 2012 г.

The 2st Kazan International Scientific Forum “Islam in a Multicultural World”. 29-31 October 2012 (Kazan, Republic of Tatarstan).

International Scientific Conference “Contributions of Russian Scholarship to Ismaili Studies”. 5-6 November 2012 (London, UK).

International Scientific Conference «Islamic Movements and Formation of Islamic
Ideologies in the Information Age». 13-17 November 2013 (Kazan, Republic of Tatarstan).

Преподавательская деятельность:

проработка с бакалаврами и магистрантами-арабистами оригинальных исламских текстов (ал-Аш‘ари, ан-Наубахти, Ибн Батта) (Восточный факультет СПбГУ);

разработка и чтение курсов лекций: «Ислам и арабо-мусульманская культура» (Факультет истории мировой культуры Государственной академии культуры), «Введение в исламоведение», «Ислам как религиозная система» (Восточный факультет СПбГУ, Религиозно-философский институт, Российский христианский гуманитарный институт, Кафедра религиоведения Государственного педагогического университета им. Герцена).

Подготовка кадров:

научный руководитель студентов-бакалавров, магистрантов, стажеров, аспирантов.

Научная и административная карьера в Институте:

С 1986 г. – ведущий научный сотрудник, с апреля 2005 г. (по 31 декабря 2016 г.) – заместитель директора по науке и заместитель председателя Ученого совета СПбФ ИВ РАН (ИВР РАН), октябрь 2010 г. – июль 2013 г. – заведующий Отделом Ближнего и Среднего Востока (по совместительству), с 2004 г.– куратор официального институтского сайта, член редколлегии академического журнала Письменные памятники Востока, член Совета хранителей, председатель постоянной Аттестационной комиссии.

Премии и награды:

Февраль 2006 г. – международная премия «Книга года» (Исламская Республика Иран) за монографию «Ислам как идеологическая система» (2004).

Апрель 2011 г. – золотая памятная медаль Ташкентского исламского университета за большой вклад в изучение ислама.

Май 2015 г. – лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского научного центра Российской Академии наук за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. В номинации «исторические науки» присуждена премия имени Е.В.Тарле (с вручением Диплома и большой памятной медали с изображением учёного) «За выдающийся вклад в изучение ислама и письменного наследия мусульман России и народов мусульманского Востока».

9 января 2016 г.

Список публикаций

В процессе подготовки:

  1. Ислам как идеологическая система. Том II. М., Восточная лит-ра, 2016 (в печати).

  2. аш-Шахрастани, Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Часть 2. Древние религии и верования. Перевод с арабского, Введение и комментарии С. М. Прозорова.

  3. Уникальная рукопись биографического словаря Му‘джам аш-шуйух хорезмийского автора (2-ая половина VI/XII в.) ал-Андарасбани из собрания ИВР РАН. Рукопись (193 лл. араб. текста) содержит около 280 биографий подвижников ислама. Подготовка наборного арабского текста, Введение и указатели С. М. Прозорова.

  4. Уникальная рукопись суфийского сочинения на арабском языке Китаб лавами‘ анвар ал-кулуб фи джам‘ асрар ал-махбуб («Блестки света сердец в собрании тайн Возлюбленного»). Автор — Абу-л-Ма‘али ‘Азизи б. ‘Абд ал-Малик ал-Джили Шайзала (2-ая половина XI в.). Подготовка факсимильного издания (207 лл.), Введение и указатели С. М. Прозорова.

  5. Уникальная рукопись (85 лл. араб. текста) сочинения ал-Муфаддала ал-Джу‘фи (2-я половина II/VIII в.) Китаб ал-адилла ‘ала-л-халк ва-т-тадбир ва-р-радд ‘ала-л-ка’илина би-л-ихмал ва-мункири ал-‘амд («Доказательства сотворения и обдуманного устроения [мира] и возражение тем, кто признает его оставленным на произвол судьбы и отрицает замысел [его сотворения]». Наборный текст и Введение С. М. Прозорова.

  6. Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 6. Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров.

Монографии:

А. Индивидуальные:

  1. Классическое исламоведение (введение в исламоведение). Программа спецкурса лекций для студентов Восточного факультета СПбГУ. СПб., 2009. 95 с.

  2. Ислам как идеологическая система. М.: Восточная литература, 2004. 471 с.

  3. Ислам и арабо-мусульманская культура. Программа учебного курса. СПб., 1996.

  4. ал-Фахри, ‘Али б. Мухаммад б. ‘Абд Аллах. Китаб талхис ал-байан фи зикр фирак ахл ал-адйан. (Краткое разъяснение к перечню последователей разных вер). Факсимиле рукописи / Издание текста, предисловие, краткое изложение содержания и указатели С. М. Прозорова. М.: Наука, ГРВЛ, 1988.

  5. аш-Шахрастани, Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим. Книга о религиях и сектах (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Часть I. Ислам / Перевод с арабского, введение и комментарии С. М. Прозорова. М.: Наука, ГРВЛ, 1984.

  6. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней Азии в VII — середине X в. Шиитская историография. М.: Наука. ГРВЛ, 1980. 1

  7. ан-Наубахти, ан-Хасан ибн Муса. Шиитские секты (Фирак аш-ши’а) / Перевод с арабского, исследование и комментарий С. М. Прозорова. М.: Наука, ГРВЛ, 1973.

  8. Ал-Хасан б. Муса ан-Наубахти. «Шиитские секты» (Исследование, перевод, комментарии) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ленинград, 1970. 20 с.

Б. Коллективные, редактура:

  1. [Редактор:] А.К.Муминов. Ханафитский мазхаб в средневековой Центральной Азии / Под редакцией С.М.Прозорова. Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2015, 400 с.

  2. [Составитель, редактор, автор Предисловия и статьи:] Русские ученые об исмаилизме / Russian Scholars on Ismailism. Нестор-История, СПб., 2014, 229-240; Предисловие (с. 13-18) / Introduction (р. 19-23) (совм. с Х.Элназаровым / with H.Elnazarov). Под редакцией С.М.Прозорова и Х.Элназарова / Editors: Stanislav Prozorov and Hakim Elnazarov. Nestor-Historia, St. Petersburg, 2014, 311 с.

  3. [Составитель и ответственный редактор:] Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 5 / Составитель и ответственный редактор С. М. Прозоров. Научные консультанты О. Ф. Акимушкин, B. O. Бобровников. Указатели С. М. Прозоров, Т. Н. Сатпаева. М.: Восточная литература, 2012. 232 с.: ил.

  4. [Составитель, ответственный редактор, автор Предисловий и 7 статей:] Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Том I / Составитель и ответственный редактор — С. М. Прозоров; научные консультанты — О. Ф. Акимушкин, В. О. Бобровников, А. Б. Халидов; указатели — А. А. Хисматулин; = Islam in the territories of the Former Russian Empire: Encyclopaedic Lexicon. Vol. I / ed. by Stanislav M. Prozorov. M.: Вост. лит., 2006. 655 с.: ил.

  5. [Исправленное переиздание «Словаря к Арабской хрестоматии и Корану» проф. В. Ф. Гиргаса (Казань, 1881); подготовка текста и Предисловие (совместно с М. Г. Романовым):] Гиргас В. Ф. Арабско-русский словарь к Корану и хадисам. СПб.: Диля, 2006. 928 с.

  6. [Составитель и ответственный редактор:] Ислам на территории бывшей Российской империи: Энциклопедический словарь. Вып. 4 (Islam in the Former Russian Empire: Encyclopaedic Lexicon. Fasc.4.). M.: Вост. лит., 2003. 160 с.: ил.

  7. [Составитель, ответственный редактор, автор предисловия и статей «ал-Андарасбани» (с. 9—10), «ал-Бухари» (с. 25—27):] Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 3. М.: ИФВЛ, 2001.

  8. [Ответственный редактор части II — «Арабистика (Религия)»:] Карская Л. К. Аннотированная библиография отечественных работ по арабистике, иранистике и тюркологии. 1818—1917. М., 2000.

  9. [Составитель, ответственный редактор, автор предисловия и статьи «ас-Сам’анийа» (с. 81—85):] Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. М.: ИФВЛ, 1999..

  10. [Составитель, ответственный редактор, автор статей «От издателя / Editors Introduction» (с. 4—9), «ал-‘Аййаши» (с. 12—13), «ал-Исхакийа» (с. 39), «ал-Каффал» (с. 45—47), «ал-Мубаййида» (с. 74—75):] Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 1. М., ИФВЛ, 1998..

  11. [Составитель и ответственный редактор, автор Введения (с. 3—8) и Раздела 4 — «Догматика. Идейные расхождения в исламе» (с. 108—138):] Хрестоматия по исламу. М.: Наука, ИФВЛ, 1994 2.

  12. [Автор раздела 4, «Вероучение ислама» (с. 59—75), и раздела 5, «Идейные течения и расхождения в исламе» (с. 76—113):] Ислам: история, философия, богослужение. Баку, 1994 (на азербайджанском языке).

  13. [Редактура, автор предисловия (с. 3—6):] Ислам: Историографические очерки. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. 228 с.

  14. [Составитель словника, научный редактор и автор около 80 статей:] Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, ГРВЛ, 1991. 315 с: илл.

  15. [Редакция, автор предисловия (совм. с М. Б. Пиотровским и Г. В. Милославским) «Ислам как историческое явление» и 40 статей:] Ислам. Словарь атеиста. М., 1988.

  16. [Автор разделов «Шиитская доктрина верховной власти» (с. 24—29); «История эволюции светских („общинного“ и „сакрального“) представлений о власти» (с. 29—34) (совм. с М. Б. Пиотровским):] Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

  17. [Редактор, автор разделов «История ислама в средневековой мусульманской ересиографии» (с. 83—86), «Классификация мусульманских сект по „ат-Табсир фи-д-дин“ Абу-л-Музаффара ал-Исфара’ини (ум. в 471/1078 г.)» (с. 96—101), «Рукопись сочинения ал-Фахри (IX/XV в.) по истории религий в собрании ЛО ИВАН СССР» (с. 102—110), «Шиитская (имамитская) доктрина верховной власти» (с. 204—212):] Ислам. Религия, общество, государство / Сборник статей. Отв. редакторы П. А. Грязневич и С. М. Прозоров. М.: Наука, ГРВЛ, 1984.

  18. [Автор 45 статей:] Ислам. Краткий справочник. М.: Наука, 1983; 2-е изд. М: Наука, 1986. 3

1 См. рецензию в: Annali dell’Institute universitario Orientale. 1986. Vol. 46. P. 515—518.

2 См. рецензию АА. Матвеева в: Manuscripta Orientalia. Vol. 2, № 2, 1996, p. 68—71.

3 Справочник переведен на несколько языков народов СССР.

Статьи:

  1. Арабская рукопись неизвестного сочинения ал-Муфаддала ал-Джу‘фи (ум. до 183/799 г.) по ранней шиитской догматике / The Arabic Manuscript of an Unknown Treatise of al-Mufaddal al-Ju‘fi (d. before 183/799) on Early Shi‘a Doctrine / Русские ученые об исмаилизме / Russian Scholars on Ismailism. Нестор-История, СПб., 2014, 229-240; Предисловие (с. 13-18) / Introduction (р. 19-23) (совм. с Х.Элназаровым / with H.Elnazarov). Под редакцией С.М.Прозорова и Х.Элназарова / Editors: Stanislav Prozorov and Hakim Elnazarov. Nestor-Historia, St. Petersburg, 2014.

  2. Мистическая любовь к Богу как доминирующая идея суфийского Пути / Ишрак. Ежегодник исламской философии / Ishraq. Islamic philosophy yearbook / М., ИФВЛ, №5, 2014, 249-267.

  3. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Бoгy // Ежегодник исламской философии «Ишрак» / Ishraq. 2013, № 4, с. 512―525.

  4. Многообразие форм бытования ислама как историческая основа веротерпимости в современном многоконфессиональном обществе // Ислам в мультикультурном мире — 2012: Сборник материалов и тезисов 2-го Казанского международного научного форума. 29—31 октября 2012 г. Казань: Арт-Лоджик, 2012. С. 5—7.

  5. Научное исламоведение в современной России: проблемы и перспективы // 1-й Казанский международный научный форум «Ислам в мультикультурном мире». 1―3 ноября 2011 г. (гКазань, Республика Татарстан). Материалы форума. Казань, 2012. С. 151―155 = The 1st Kazan International Scientific Forum «Islam in a Multicultural World». 1―3 November 2011 (Kazan, Republic of Tatarstan). Abstracts and Papers. Kazan, 2012. P. 151―155.

  6. Мистическая любовь к Богу (ал-махабба) как доминирующая идея суфийского Пути // 1-й Казанский международный научный форум «Ислам в мультикультурном мире». 1―3 ноября 2011 г. (гКазань, Республика Татарстан). Материалы форума. Казань, 2012. С. 247―249 = The 1st Kazan International Scientific Forum «Islam in a Multicultural World». 1―3 November 2011 (Kazan, Republic of Tatarstan). Abstracts and Papers. Kazan, 2012. P. 247―249.

  7. Мистическая любовь к Богу (ал-махабба) в учениях хорасанских суфиев IXXI вв. // Средневековые города Туркменистана в системе Евразийской цивилизации. Материалы Международной научной конференции (28―30 марта 2012 г.) / Mystic Love for God (al-mahabba) in the Teachings of Khorasan Sufis of IX―XI Centuries. Medieval Cities of Turkmenistan in the System of the Eurasian Civilization. Abstracts of reports of the International Scientific Conference (March 28―30, 2012). Ashabat, Ylim, 2012. P. 476―480.

  8. Арабская рукопись сочинения ‘Азизи Шайзалы (ум. в 494/1100 г.) как источник по истории суфизма // Материалы международного научного симпозиума, посвященного 90-летию действительного члена Национальной Академии наук Азербайджана, Героя Советского Союза Зии Муса оглы Буниятова, «Историография и источниковедение средневекового мусульманского Востока». Баку, 7―8 мая 2012 г. Баку, «Элм», 2012. C. 179―182.

  9. Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Книга о религиях и религиозно-философских учениях (Китаб ал-милал ва-н-нихал). Часть вторая. [Древние религии и верования]. Глава вторая: Дуалисты. Перевод с арабского и комментарии С. М. Прозорова // Ежегодник исламской философии «Ишрак» / Ishraq. 2012, № 3, с. 573600.

  10. Заметки об исламе // Исламоведение. №1(7). Махачкала: издательство ДГУ, 2011. С. 73―83.

  11. Научное исламоведение в контексте исламского образования в России // Письменные памятники Востока. 1(14), 2011. С. 270—278.

  12. The Leningrad/St. Petersburg School of Scientific Islamology // The Heritage of Soviet Oriental Studies. Ed. by M. Kemper & S.Conermann. London & New York: Routledge, 2011. P. 112—123.

  13. Мухаммад б. ‘Абд ал-Карим аш-Шахрастани. Книга о религиях и религиозно-философских учениях [Глава вторая. Маги] / Перевод и комментарии С. М. Прозорова // Ишрак: ежегодник исламской философии. 2011. №2. M.: Восточная литература, 2011. С. 150―188.

  14. Prophet Muhammad in the Sufi Tradition as the Perfect Manifestation of Mystical Love of God // East and West: Common Spiritual Values, Scientific-Cultural Links. International Ibn al-Arabi Symposium dedicated to the 70th Anniversary of Prof. Dr. Aida Imanguliyeva (911 October, 2009 Baku). Istanbul: Insan Pulications, 2010. P. 559576.

  15. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Бoгy // Письменные памятники Востока. 2(11), осень-зима, 2009. С. 114—125.

  16. Пророк Мухаммад в суфийской традиции как совершенное воплощение Мистической любви к Богу // Восток и Запад: общие духовные ценности и научно-культурные связи. Баку. С. 119—121.

  17. Методологические подходы к переводу Корана на русский язык // Шигабутдин Марджани: наследие и современность. Шuhабетдин Мəржани: мирасы həм хəзерге заман. Материалы международной научной конференции. Казань: Институт истории АН Татарстана, 2008. С. 7376.

  18. Суфизм как форма истолкования и бытования ислама // Неджмеддин Кубра и духовно–культурный мир Востока. Материалы международной научной конференции, Ашхабад, 4—6 сентября 2008 г. C. 234—235. [Nejmeddin Kubra and SpiritualCultural World of Orient. Abstracts of reports of the international scientific conference. Aşgabat, September, 4-6, 2008. P. 234—235.]

  19. Некоторые штрихи к портрету верховного судьи Багдада Абу Йусуфа (ум. в 798 г.) (по материалам уникальной рукописи биографического словаря ал-Андарасбани, составлен до 1169 г) // ППВ, №1(8), 2008. С. 165169.

  20. Духовные ценности суфиев в надписях на личных вещах (по материалам арабской рукописи сочинения по суфизму ‘Азизи Шайзалы, XI в.). / Культурное наследие – источник изучения истории, культурного и духовного возрождения мира. / Материалы международной научной конференции. Ашхабад, 1415 Новруз (март) 2008 г. С. 308309.

  21. «Гордость Хорезма» Махмуд азЗамахшари и его титулованные ученики (= «Pride of Khorezm» Mahmud az-Zamakhshary and his titled Pupils) / Mahmyt Zamakhshary and Oriental Literary-Scientific Renaissance. Aşgabat-Daşoguz, 2007. С. 420423 (рус.), 261262 (англ.).

  22. Интеллектуальная элита Мавараннахра и Хурасана накануне монгольского нашествия (по материалам рукописи биографического словаря ал-Андарасбани, 2-ая половина XII в.) = Intellectual Elite of Mawarannahr and Khurasan on the Eve of the Mongolian Invasion (Based on the al-Andarasbani’s Biographical Dictionary) / International Conference on Islamic Civilization in Central Asia / 47 September 2007/ Astana, 2007.

  23. Ал-‘Аллама ассаййид Мухаммад Хусайн атТабāтабā’и (ум. в 1402/1981 г.). «Весы (справедливости) в толковании ал-Кур’ана» (ал-Мизāн фи тафсир ал-Кур’āн) / Перевод с арабского и примечания С. М. Прозорова // Письменные памятники Востока. №1(4), 2006. С. 82107. 1

  24. «Основы вероучения» Абу Хамида ал-Газали / Комментированный перевод с арабского С. М. Прозорова // Письменные памятники Востока. №2(5), 2006. С. 5780.

  25. Научное исламоведение в России (1980—2005) // Иран сегодня. №1(6), 2006. С. 20—24.

  26. Аллах или Бог? (Дискуссия с Тауфиком Ибрагимом) // Минарет. №1 (8), март 2006. С. 8—15.

  27. Аш-Шахрастани. «Верования арабов во времена ал-джахилии». Глава из 2-й части «Китаб ал-милал ва-н-нихал» («Древние религии и верования») / Перевод с арабского и комментарии С. М. Прозорова // Письменные памятники Востока. М., «Наука», ИФВЛ, 2(3), 2005. С. 26—46.

  28. Обзор электронных баз данных по исламу на арабском, персидском и английском языках. Выпуск первый // Письменные памятники Востока. М., «Наука», ИФВЛ, 2(3), 2005. С. 240—257. (Совместно с М. Г. Романовым.)

  29. Целевая комплексная программа «Ислам в России» // Восток (Oriens). 2004, №2. С. 107—114.

  30. Методика извлечения и обработки информации из арабских источников (на материале историко-биографической литературы) // Oriens/Восток. № 4, 2003. С. 117—127 (совместно с М. Г. Романовым).

  31. Методика извлечения и обработки информации из арабских источников: использование компьютерных средств (на материале историко-биографической литературы) / Тезисы V Международной конференции «Исторические источники Евроазиатских и Североафриканских цивилизаций: компьютерные подходы», М., 2003. С. 45—46 (совместно с М. Г. Романовым).

  32. [Рецензия (совместно с О. Г. Большаковым и С. А. Французовым) на книгу:] Ю. Б. Гаврилова, В. В. Емельянов. Ислам. Карманный словарь // Oriens/Восток. № 3, 2003. С. 177—183.

  33. К проблеме верховной власти в исламе. Тезисы доклада на международном симпозиуме в Самарканде (Узбекистан, 5—6 июня 2002 г) на тему «Ислам и светское государство». Самарканд, 2002. С. 8—12. 2

  34. Новый методологический подход к изучению ислама в России (A new methodological approach to the Islam studies in Russia). Казань, 2001. [Тезисы доклада на международной конференции «Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе» (Казань, 8—10 июня 2001 г.)].

  35. Аннотация к первым двум Выпускам «Ислам на территории бывшей Российской империи» // Oriens/Восток. № 6, 2000. С. 137—138.

  36. A unique manuscript of a biographical dictionary by a Khorezmian author // Manuscripta Orientalia. Vol. 5, № 2. June, 1999. P. 9—17.

  37. Ислам единый, ислам региональный / Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. М., 1994. С. 232—236.

  38. Ислам на территории бывшей Российской империи. О подготовке справочно-иллюстративных изданий по исламу в СНГ // Oriens/Восток. № 3, 1994. С. 145—148 (совм. с А. Аликберовым и Е. Резваном).

  39. Персидский род Наубахти в Багдаде (2-я половина VIIIX вв.) / ВИИ и СИД. Вып. 2, 1994. С. 99—108.

  40. «Правоверие» и «заблуждение» в раннем исламе // Oriens/Восток. № 6, 1991. С. 44—55.

  41. Мусульманская доксография VIIIXII вв. как источник по истории ислама // Бартольдовские чтения 1990. Тезисы докладов и сообщений. М., 1990. С. 64—65.

  42. Введение в исламоведение. Программа спецкурса для студентов восточных факультетов университетов. Под общей редакцией С. М. Прозорова // Народы Азии и Африки. М., 1989, № 3, с. 106—116; № 4, с. 107—116; № 5, с. 112—122. Раздел V. Вероучение, догматика, калам (№ 3, с. 113—116). Раздел VI. Идейные течения и расхождения в исламе (№ 4, с. 107—116).

  43. К вопросу о «правоверии» в исламе: понятие ахл ас-сунна (сунниты) // Проблемы арабской культуры. М., 1987. С. 213—218.

  44. Мусульманская доксография Х—ХII вв. и идейная борьба в исламе // Общественные движения и их идеология в докапиталистических обществах. М.: Наука, 1984.

  45. Центральная власть и «правоверный» ислам в раннем Халифате // Бартольдовские чтения 1982. Тезисы докладов и сообщений. М., 1982. С. 57—58.

  46. Источники «Китаб ал-милал ва-н-нихал» аш-Шахрастани (ум. в 548/1153 г.) по истории мусульманских сект // Бартольдовские чтения 1981. Тезисы докладов и сообщений. М., 1981. С. 71—72.

  47. К истории мусульманской догматики: мурджииты // Ислам в истории народов Востока. М., 1981. С. 19—24. 3

  48. Неизвестное сочинение по истории религий в рукописи из собрания ЛО ИВ АН СССР // ПП и ПИКНВ. XV годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР. Часть II. М., 1981. С. 48—54 4.

  49. История ислама в средневековой мусульманской ересиографии // Ислам и его роль в современной идейно-политической борьбе развивающихся стран Азии и Африки. Материалы координационного совещания. Ташкент, март 1980. М.—Ташкент, 1980. С. 375—380. 5

  50. Классификация мусульманских сект по «ат-Табсир фи-д-дин» Абу-л-Музаффара ал-Исфара’ини (ум. в 471/1078 г.) // ПП и ПИКНВ. XII годичная научная сессия ЛО ИВАН СССР (краткие сообщения). Л., 1977. С. 74—81. 6

  51. Реформа халифа ал-Махди (775—785) и ее роль в формировании шиитской идеологии // Арабские страны. История и экономика. М., 1974. С. 92—98.

  52. Учение об имамате в труде ал-Хасана ан-Наубахти: (Конец IX в.) // ППВ. 1970. М., 1974. С. 83—107.

  53. Эволюция доктрин «крайних» шиитов-гулат в исламе (VIII—первая половина X в.) // Народы Азии и Африки. № 3, 1974. С. 146—153.

  54. Из истории религиозно-политической идеологии в раннем Халифате // История, культура, языки народов Востока. М., 1970. С. 76—79.

  55. Из истории сложения имамитской традиции в шиитской ересиографии (вторая половина VIII — начало X в.) // ПП и ПИКНВ. Краткое содержание докладов V годичной сессии ЛО ИВ АН, май 1969. Л., 1969. С. 64—66.

  56. К вопросу об обожествлении в учениях «крайних» шиитов (гулат) в исламе в VIII в. // ПП и ПИКНВ. Краткое содержание докладов V годичной сессии ЛО ИВ АН, май 1969. Л., 1969. С. 66—68.

  57. Филиация шиитских сект по «Фирак аш-ши’а» ал-Хасана ан-Наубахти // Ближний и Средний Восток. М., 1968. С. 102—112.

  58. Основные этапы истории ранне-шиитского движения (до установления шиитской династии Буидов в Ираке в 334/945 г.) // ПП и ПИКНВ. Тезисы докладов III научной сессии ЛО ИНА, май 1967 г. Л., 1967. С. 61—62.

  59. Из истории религиозно-политической идеологии в раннем Халифате // ПП и ПИКНВ. Тезисы докладов II научной сессии ЛО ИНА, март 1966 г. Л., 1966. С. 20—21.

 

Back To Top
Поиск